Через формы к смыслам

 

Резюме. Платформа консолидации

       Национальный инвестиционный проект по созданию контекстно-ориентированной информационно-инструментальной среды может стать актом так всем нам необходимой, по-настоящему общественной консолидации. И начинать её следует с достижения согласия по ряду принципиальных моментов.

  1. Потенциал традиционной для России экстенсивной динамики на основе всеобъемлющего доминирования власти давно исчерпан. Минимум последние полвека искусственно продлевается мучительная агония России. Для изменения же самого характера социальной динамики нужен не анонсированный путинский проект «энергетической империи», а высвобождение и постепенное развитие частной и общественной инициативы населения и создание собственно общественных инструментов управления ресурсом и властью.
  2. В России нет реальных инфраструктурных возможностей общественной самоорганизации населения; нет ни исторического, ни наглядного практического опыта такой самоорганизации; практически весь ресурс страны – финансовый, административный, идеологический – сосредоточен в руках власти. Просвещение оказывается единственным средством воспитания в человеке внутренней потребности в духовной и деятельной самостоятельности, способности противостоять разным формам внешнего насилия – как насилию знания, так и насилию всевластья. Это необходимое условие, чтобы стал понятным смысл общественной добродетели и, следовательно, значение общественной самоорганизации.
  3. Образование – важная часть такого просвещения. Поэтому положение в сфере образования нельзя рассматривать как отраслевую задачу в отрыве от важнейших социально-политических и экономических проблем России. Обществу нужно такое образование, которое всегда и во всём было бы нацелено на культивирование в человеке необходимой внутренней свободы.
  4. Те качества человека, которые нужны обществу, органично способно воспитывать только общее, целостное и универсальное образование.
  5. Действующий сегодня в России тандем среднего политехнического и последующего специального образования, обучая знанию, умениям и навыкам, внутренне закрепощает человека, сужает область его мыслительной самостоятельности и возможности восприятия. Это образование устраивает и капитал, и власть, и население, у которого попросту нет никакого другого образа. Но оно принципиально не устраивает общество.
  6. Российское всевластье принципиально не способно осуществить реформу образования в интересах общества, у власти нет для этого инструментов, да и образа такого образования и неё тоже нет.
  7. Содержание нужного обществу образования невозможно обрести в результате реформы образования сверху. Отличительной чертой нужного нам образования является эвристическая  его заряженность. Наука традиционно нацелена на иной тип знания, поэтому она как социальный институт, подведомственный власти, не способна справиться с разработкой эвристически заряженного содержания образования.
  8. Содержание такого образования может развиваться только вслед за разработкой универсальной контекстно-ориентированной информационной среды.