Через формы к смыслам

Вместо предисловия
       
       

       В самом факте возникновения Российского государственного гуманитарного университета было заложено стремление к построению нового образования. Изначально это стремление к новому заключалось в реализации возможностей авторского самовыражения. Авторские программы, авторские курсы… – авторский университет. Нельзя сказать, что этого мало, равно как и нельзя сказать, что это направление развития себя исчерпало; у авторства большой потенциал. Ведь авторскими могут быть и профессорская авторитарность, и профессорская организация самостоятельной работы студентов, и организация информационно-познавательной среды, и возникающий по результатам обдумывания материалов этой среды диалог профессора со студентами, и организация рефлексии этого диалога, и так далее рефлексия на рефлексию, включая даже общение уже вне стен университета.
        Стало быть, авторство не может быть специфическим признаком новизны подхода к обучению. Всё зависит от того, куда направлены авторская самостоятельность и инициатива, на решение каких образовательных задач, не забывая при этом о требованиях государственных образовательных стандартов.
        В настоящем сборнике представлены некоторые результаты работы университета по поиску именно тех направлений, на которых следовало бы сосредоточить энергию и талант самых разных учёных, чтобы проблемы построения действительно нового образования становились бы разрешимыми.
        Новое, как оно понимается авторами данного сборника, может стать яснее, если привести некие общие утверждения, которые либо явно присутствуют в текстах сборника, либо подразумеваются, но обязательно явно отражают понимание их авторами новизны. Такие утверждения общего характера могут позволить читателю определить своё отношение к стремлениям авторов, а при более детальном знакомстве – своё согласие и несогласие с предлагаемыми путями реализации этих стремлений.