РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Учебно-научный центр
развития новой университетской образовательной модели


Через формы к смыслам:
О новой университетской образовательной модели

 

Под редакцией Ю. Н. Афанасьева


Автор идеи книги – руководитель работ по новой  университетской образовательной модели
д-р ист. наук, проф. Ю. Н. Афанасьев


Издание печаталось в авторской редакции в порядке дискуссии.
Мнение авторов может не совпадать с позицией других членов
научно педагогического коллектива РГГУ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Вместо предисловия

Общие положения

 

1. Цель российского образования – специалист для…

 

2. Неизбежность перекоса

 

3. Невозможность гуманитаризации

 

4. Если не только специалист, то кто?

 

5. Неизбежность угнетения универсального

 

6. Всё дело в целях? Успех и неуспех развивающего образования

 

7. Главное препятствие – информационное устройство науки

 

8. Эвристика: нужно открывать источники открытия

 

9. Познание и информационная среда

 

10. Эвристический потенциал информационной среды

 

11. Целостное знание и знание профессиональное

 

12. Целостность и развитие универсальных способностей

 

13. Новая модель образования – новое устройство познавательной среды

 

14. Диалог или изложение?

 

15. Неизбежность иерархии: «негеометр, да не войдёт!»

 

16. Новая модель образования

 

17. Новая модель – сверхманипуляция?

  Концептуальные основания

Проект «Образование» – возможный путь консолидации общества и власти
Юрий Афанасьев

Постановка задачи

Традиции российской государственности

 

Динамика без развития

 

Декорации вместо смыслов

 

Монополия власти

 

Коррупция – дочь всевластья

Стратегия российской власти в образовании

 

Интересы власти и интересы общества

 

Тип российского образования

 

Каковы люди – таковы и обстоятельства

 

Разрушение информационной инфраструктуры

Западный опыт реформ

 

Великобритания

 

Германия

 

Франция

 

США

Демократический идеал и образование

Элитарность или образование для всех

Наука против общества. Защита Аристотеля

IT и университеты будущего

Сложность задач российского общества

«Будьте реалистами – добивайтесь невозможного»

Резюме. Платформа консолидации

Литература

 

Новая университетская образовательная модель. Главные противоречия и некоторые обоснования (С.Г. Шеховцов)

  1. Немного истории
  2. Эпистеме и человек
  3. НУОМ. Постановка задачи
  4. Задачи образовательной науки
  Примечания
  Литература

Информационное представление познавательного потенциала христианства. Диалоги физика и религиоведа (С.Г. Шеховцов, А.В. Юдин)
    

  Религиозный опыт человечества и новое образование
  Религия и информационно-познавательная среда
  Заключение
  Примечания

Перекличка времён
    

1. Общество и воспитание человека
2. Образование и Власть
3. Знание передаваемое и непередаваемое
4. Эвристическая информация: от форм к смыслам
5. Цель эвристического образования
6. Мир радости и удовольствия

Вопросы технологии

Создание информационно-познавательной среды – опыт университета (А.С. Строгалов)

Краткая справка по проекту «IDEA»
Проект «IDEA» – исторический обзор по созданным версиям  программы 1989–2004 гг.

Технологические аспекты информационно-образовательной среды (Т.А. Беляева)

Попытки предметных реализаций

Инструментарий историка – биодосье (Т.А. Беляева, Е.Ю. Зубкова, М.М. Кудюкина, Н.В. Петров)

Информационный модуль
Функциональный модуль
«Дело Берия»

Познавательный потенциал изобразительного искусства (И.В. Баканова, К.Л. Лукичева, Н.Ю. Каменецкая, Л.Ю. Лиманская)

Постановка задачи
Критерии структурирования информационного массива
Навигация и познавательные пути
Формирование собственной позиции

Библиотека как образовательный портал (Л.Л. Батова, Т.А. Беляева)

Эвристическая задача библиотеки
Новое определение библиотеки в современном мире информации
Библиотека нового университета
Полезная информация и структура портала