Через формы к смыслам

 

Демократический идеал и образование

       Если население способно к самоорганизации, способно к той форме активности, которую по праву можно назвать общественной, и в рамках такой активности способно формировать и контролировать власть, то у власти не может быть своей потребности в образовании. Как инструмент общества она должна служить его потребностям, и всё, чем она располагает, должно быть предоставлено обществом и находиться под его контролем.
        Подобная ситуация возможна только при наличии соответствующей хозяйственной, публично-бытовой, коммуникативной и социально-политической инфраструктуры самоорганизации. Кроме того, необходим опыт общественной самоорганизации – как исторический, так и жизненный, наглядно-практический. Нужно, чтобы господствовали не идеи, пусть самые прекрасные, рыночные, социально заряженные и справедливые, а разветвлённая сеть самых разнообразных социальных институтов, обеспечивающая господство таких идей. Такую ситуацию принято называть демократией.
        Характерно, что деятельность власти в области образования часто вносит самый значимый вклад в популярность или непопулярность ее фигур в обществе. Столь яркие политики ХХ века, как Дж.Ф. Кеннеди и М. Тэтчер, выросли именно в дискуссиях о национальном образовании.
        Чтобы общественный, а не властный запрос к образованию был связан с сохранением и упрочением демократических отношений между обществом и властью, с воспроизводством и благотворным развитием способности населения реально выступать обществом, население должно ценить эту способность и понимать, какие реальные инфраструктурные условия обеспечивают и саму возможность, и эффективность такого поведения. Людей, понимающих все это и способных отстаивать и развивать инструменты общественного влияния, должно быть достаточно много.
        Следовательно, образование, действующее в интересах общества, должно культивировать в каждом и общественные ценности, и способность к целостному и универсальному восприятию мира в его самых разнообразных и многочисленных проявлениях. Только в этом случае возможно воспроизводство элиты общества, способной выдвигать и контролировать власть.
        Если попытаться представить университет не в качестве какого-то конкретного учебного заведения, а как идею университета, как фокус его исследовательских и учебных устремлений, мы получим «образование» в прямом смысле этого слова. Образование человека, которое в отношении к жизни выходит за пределы профессиональной квалификации специалиста. Это вне зависимости от специализации – инженера, физика, геолога – гуманитарное образование, в ходе которого происходит формирование человеческой личности, её подготовка к гражданству. В рамках такого образования человек постигает смысл того, что значит «познай себя», и обретает способность идентифицировать себя не только с семьёй, со своими близкими, но и с обществом в целом.