Через формы к смыслам

 

Библиотека как образовательный портал

Л.Л. Батова, Т.А. Беляева

 

Эвристическая задача библиотеки

       Многими исследователями – философами, социологами, экономистами, политологами современный этап развития общества рассматривается как информационный. Концепции Д. Белла, М. Кастельса, Г. Шиллера, Ю. Хабермаса и др., несмотря на все различия, объединяет признание доминирующей роли информационных технологий и информации на современном этапе  исторического развития. Права личности, перспективы демократического развития, организация гуманного общественного устройства и другие проблемы европейской цивилизации (унаследованные от ХХ века), напрямую связаны с проблемами доступа к информации, её качеством и, соответственно, интерпретацией и использованием обществом.
        Одной из структур, возникшей в ответ на общественную потребность в аккумуляции, обеспечении сохранности и, в более поздний период, публичности информации, являются библиотеки. Помимо пассивного сохранения и накопления культурного наследия, библиотеки, в принципе, способны а, по большому счёту, должны играть и другую, активную роль. Ведь познавательная активность человека – не константа, она меняется вместе с изменением видения познавательного потенциала фондов. Помочь увидеть этот потенциал, зачастую означает расширирить рамки восприятия предмета, увидеть его новые, прежде незамеченные грани.
        При жизни он был известен многим только как изумительный по добросовестности, трудолюбию и разнообразию знаний скромный служащий при библиотеке Румянцевского музея в Москве, который знал содержание всех решительно книг громадной библиотеки этого музея. Ему было также всегда известно каждое требование всякого посетителя библиотеки на книги, и по этим требованиям он сразу узнавал действительного работника, с любовью относящегося к своему делу. Тогда Николай Федорович заглазно всей душой привязывался к нему и старался быть полезным, чем мог, причём от себя посылал изумленному посетителю ещё две-три книги, которых тот совсем не требовал и о существовании которых совершенно не подозревал, а между тем, содержание этих неожиданных книг прямо отвечало на поставленную им себе задачу. Когда же случалось, что посетитель, обративший на себя внимание Н.Ф. Федорова, требовал таких книг, каких в Румянцевском музее не было, то он покупал их на свои более чем скудные средства. Люди, которым приходилось соприкасаться с ним, называли его мудрецом и праведником, а более близкие к нему говорили, что он был один из тех немногих праведников, которыми держится мир, и считали Николая Федоровича по уму и истинно христианской душе – «великим и даже великим из великих».
        [Нечволодов А. Сказания о русской земле]
        Сегодня многие сочтут эти слова Александра Нечволодова, мягко говоря, преувеличением. Опыт почти всякого современного человека свидетельствует об обратном: невозможно знать«содержание всех решительно книг громадной библиотеки», нет и не может быть человека, кому это было бы по силам! Даже владельцы крупных книжных собраний могут так думать… если только у них случайно не окажется своего собственного опыта, позволяющего поступать подобно Н.Ф. Фёдорову в ограниченных пространствах своих коллекций.
        Заглавие книги говорит ещё слишком мало. Работники, стоящие около книг, должны быть настолько хорошо знакомы с книжным содержанием, чтобы иметь возможность, в крайнем случае, указывать не только книги, но и главы, и даже страницы таких книг, где читатели найдут материал для решения интересующих их вопросов. Иметь возможность и уметь делать такого рода указания  – это и значит держать в своих руках книгу как орудие борьбы за истину и справедливость. [Рубакин Н.А. Среди книг]
        Наличие такого опыта в масштабах своей колоссальной коллекции позволяло Н.А. Рубакину, более молодому современнику Н.Ф. Фёдорова, в 1890 г. именно так ставить задачу всякому «работнику книжного дела, если только он не желает быть простой машинкой для выдачи и разноски книг». Более того, опираясь на этот свой опыт, Н.А. Рубакин в своих книгах пытался «посодействовать разрешению» намеченных им задач, «показать самую возможность» их разрешения.
        Этот разительный контраст опыта большинства, указывающего на невозможность знания одним человеком содержания большого собрания книг по самым разным предметам, и опыта немногих, говорящего о возможности, казалось бы, невозможного, той же природы, что и отличие редко встречающейся целостности картины знания от доминирующего сегодня фрагментарно-лоскутного знания. Убеждение же в невозможности ориентации в сколько-нибудь значительном книжном разнообразии сродни убеждению невозможности целостности знания. Отсюда и отношение к свидетельствам самой такой возможности как к сказке или чуду – как к тому, чего в «реальной» жизни не бывает.
        Новая модель образования имеет своей целью культивирование целостного знания. Такое знание нельзя рассказать, его каждый строит сам (сегодня, правда, чаще не строит). Связи, скрепляющие разрозненное и системно-тематическое в целое, нужно увидеть или, другими  словами, открыть. На этом пути неизбежно активизируется природная универсальность восприятия и мышления человека и потому развивается. Но чтобы такое развитие стало возможным, необходим доступ к информации, позволяющей делать такие открытия – обретать видение связей предметных абстракций с конкретным, доступным в прямом восприятии опытом в каждой предметной области, и этим наполнять абстракции новыми для себя смыслами. Такую информацию принято называть эвристической.
        Но одно дело – наметить теоретические основания библиотечной организации, а другое дело – осуществить их на практике. <…> С первых же шагов мы увидели, что эта попытка должна окончиться неудачей, так на русском языке вовсе не оказалось книг по многим отраслям знания, в особенности же книг научно-популярных и так называемых народных. <…> К этому же убеждению пришёл и «Отдел для содействия самообразованию», возникший около того же времени при СПб. Педагогическом музее военно-учебных заведений. <…> С тем же недостатком подходящих книг пришлось считаться и Московской комиссии по организации домашнего чтения, состоящей при учебном отделе Общества распространения технических знаний* . Эта комиссия, по её собственному заявлению и по вышеуказанной же причине, сама должна была приступить к издательской деятельности и положить основание своей превосходной «Библиотеке для самообразования», издаваемой под редакцией проф. П.Г. Виноградова, П.Н. Милюкова, А.И. Чупрова и др. через товарищество И.Д. Сытина.
        [Рубакин Н.А. Среди книг] 

        С тем же недостатком эвристически насыщенной информации сталкиваемся мы сегодня, через 115 лет, буквально во всех предметных областях. Поэтому сегодня задача сделать максимально доступной эвристически заряженную информацию – информацию, открывающую путь к самообразованию, построению своей, внутренне согласованной картины знания, – стоит ничуть не менее актуально. По существу, именно в этом с позиций новой модели образования должна заключаться главная задача по настоящему образовательного портала.
        С другой стороны, появились технические и технологический возможности для решения проблем, которые ставил Рубакин и решал в рамках своих возможностей Федоров. Следовательно, необходимо разработать технологическую базу с учетом современного состояния информационных технологий и возможных вариантов развития образовательных технологий.

Новое определение библиотеки в современном мире информации

 

       Современный период развития информационных технологий характеризуется тем, что на смену печатному слову – книге, журналу, газете и т.д. приходят электронные формы изданий. Ежегодно увеличивается процент научной информации, представленной только в электронном виде, издаются электронные книги, ведется электронный документооборот, развиваются электронные библиотеки. Этот процесс необратим, т.к. традиционные печатные технологии не успевают справляться со все возрастающими темпами прироста информации и скоростью ее обновления. Если традиционные технологии библиотек предполагают недельные и более затраты на приобретение и обработку информации,  то полнотекстовые БД предлагают возможности быстрого поиска и использования материалов, в том числе еще находящихся в печати, технологии оперативного  индивидуального информирования пользователя о новых публикациях по интересующей его теме.
        Традиционное определение библиотеки как «удовлетворяющее информационным потребностям общества в целом, его части или отдельного члена, материально-технически оснащенное упорядоченное множество документов, формируемое и предоставляемое библиотечным персоналом» в настоящее время претерпевает принципиальные изменения. На смену «документной» идеологии, предполагающей физическое присутствие книги, номера периодического издания в фонде, приходит идеология «гибридной» библиотеки, обеспечивающей возможность доступа к удаленным сетевым ресурсам, полнотекстовым и другим коллекциям, доступным через Интернет. Обеспечение лицензионного доступа к массивам научной полнотекстовой информации является сегодня такой же задачей библиотек, как и приобретение монографий, художественной литературы, подписки на периодику.
        Современный читатель обращается в библиотеку не только за традиционным изданием, но все чаще - за электронными копиями документов. «Например, в ГПНТБ России 30% читателей вообще не обращаются к каталогам – ни к печатному, ни к электронному, а работают с информационными ресурсами Интернета… Количество ежедневных обращений к Web-серверу ГПНТБ России в 8-10 раз больше, чем обычных посещений…»
        Крупные библиотеки страны (например, Российская государственная библиотека, Историческая библиотека) констатируют уменьшение количества читателей и посещений. Во многом похожую картину можно наблюдать и в вузовских библиотеках. Например, в Научной библиотеке РГГУ на протяжении 2005 г. наблюдается уменьшение количества книговыдач при одновременном росте количества востребованных электронных документов, обращений к сайту.
        Таким образом, можно констатировать общую тенденцию – постепенное перенесение интереса читателя от освоения информации в традиционном виде к информации электронной.
        Какие принципиальные изменения в работу библиотеки вносит эта тенденция?
        Как ни странно, может быть, это звучит, главные задачи библиотеки остаются  все теми же:

       В соответствии со своей миссией, каждая из библиотек комплектует фонды печатными и электронными изданиями, предоставляет доступ к удаленным полнотекстовым ресурсам. Информация о фондах отражается в электронном каталоге библиотеки, при этом библиографическое описание может быть связано URL ccылкой с текстом требуемого документа. Словари и тезаурусы позволяют осуществлять тематический поиск по фондам библиотеки.
        В последние годы представление информации для пользователей осуществляется через сайты библиотек, которых численно становится все больше, а информация, представленная на них – качественнее. Для экономии времени пользователей, библиотеки вводят  заказ литературы через Интернет.
        В рамках базовых направлений деятельности, библиотеки освоили новые формы работы, которые можно свести к следующему:

Принципиально новым направлением деятельности библиотек является участие в создании электронных коллекций документов, в ряде случаев – организация на базе или при непосредственном участии библиотек электронных библиотек. Не нарушая норм авторского права, библиотеки в целях сохранности фонда редких изданий, обеспечения более широкого доступа к собственным фондам, возмещения недостающей экземплярности изданий, переводят в оцифрованную форму коллекции редких книг, малотиражные  издания и др.
        Указанные выше функции и направления деятельности на сегодня являются общими для всего библиотечного мира, библиотек всех видов и форм ведомственной подчиненности. Вместе с тем правомерно возникает вопрос о наличии (или отсутствии) специфики в организации работы университетских библиотек.

Библиотека нового университета

 

       По меньшей мере два системообразующих фактора влияют в настоящее время на развитие университета в целом и университетской библиотеки как одной из составляющих. Это – развитие мирового рынка образовательных услуг, стремление России интегрироваться в европейский образовательный рынок (Болонский процесс), а также развитие информационных компьютерных технологий, создающих основу для появления дистанционных форм обучения, совершенствования системы управления вузом. Использование потенциала новых технологий, современные педагогические методики, активная маркетинговая политика и качественный менеджмент – необходимые условия для «выживания» вуза в конкурентной среде, привлечения дополнительного контингента обучающихся. Университетская библиотека может быть не только элементом формирования привлекательного имиджа университета, но и активной составляющей его образовательного процесса.
        В отличие от публичных библиотек, университетские библиотеки являются структурами, собирающими и организующими не только внешнюю информацию, но и внутреннюю,  созданную силами преподавателей университета. Речь идет об учебных и научных изданиях, подготовленных преподавателями и научными сотрудниками университетов. Эти издания являются (или должны являться, при соответствующей политике администрации вузов) интеллектуальной собственностью университета. Электронная библиотека университета, объединяющая эти труды, служит одним из важных факторов формирования высокого рейтинга вуза, основой для развития дистанционных форм обучения.
        Выражением взаимодействия библиотеки – вуза - издательства может явиться общеуниверситетский образовательный портал, характеризующийся
        1) агрегацией нескольких (множества) разнородных информационных потоков
        2) предоставлением пользователю отлаженного интерфейса для доступа к информации и работы с ней.
        В идеале портал должен иметь одну точку входа, из которой пользователь может за минимальное число шагов достигнуть нужной информации. В основе реализация интерфейсов портала лежит изучение наиболее вероятных сценариев  использования наиболее востребованных информационных услуг.
        Появление новых технических средств (программных и аппаратных) позволяет активизировать и сделать более эффективным использование ресурсов и услуг библиотеки в образовательном процессе,  создать и/или максимально упростить путь от конкретного учащегося к полезной/необходимой для него информации, организацией доступа к которой занимается библиотека. При этом возможно обеспечить ситуацию «направленности» интересов учащихся на конкретные материалы или ресурсы, большую специализацию и актуализацию этой направленности.
        Вообще, портал университета следует условно разделить на несколько частей:
        Административная составляющая портала предоставляет следующую информацию:

       В настоящее время библиотеки занимают несколько пассивное положение в образовательном процессе. Традиционно взаимодействие библиотеки и учебного процесса вуза происходит по следующим направлениям: комплектование фонда библиотеки, особенно в части приобретения учебников и учебных пособий, и библиотечно-библиографическое обслуживание студентов и преподавателей вуза. Меняющиеся методики преподавания, тематическое объединение различных материалов в зависимости от потребностей курса или дисциплины не находят или находят в слабой степени отражение в организации справочно-поискового аппарата библиотеки или, тем более, ее фонда. Необходимым же качеством понятия «портал» является его востребованность пользователями, его «интересность». Без этого развитие информационной системы возможно только по экстенсивному пути накопления и хранения данных.
        Ситуацию «направленности» интересов учащихся на конкретные материалы или ресурсы может обеспечить участие кафедр и преподавательского состава в формировании контента портала.
        Возможные направления информационного наполнения портала:
        1. Дополнение образовательных программ и методических пособий ссылками  на полнотекстовые версии учебников, монографий, научных статей, как на русском, так и на иностранных языках.
        2. Создание единой информационной среды, включающей: 
        - непосредственную информацию от преподавателей о читаемых курсах  и/или областях их научных интересов. Здесь же уместно размещать информацию об организации образовательного процесса   (расписание, программы, новости о мероприятиях), информацию о выходе новых номеров подписанных изданий или о появлении интересных/полезных  материалов, доступных РГГУ,
        - доступ к электронному каталогу библиотеки, лицензионным полнотекстовым и другим ресурсам,
        - информацию, относящуюся к поддержке пользователя библиотечными ресурсами (руководства, "к кому обратиться", как правильно оформить курсовую и дипломную работу и т.д.).
        Организация портала должна быть сопряжена с налаженной и постоянно функционирующей практикой обучения студентов и преподавателей пользованию различными информационными (сетевыми) ресурсами. По необходимости в эти курсы могут включаться элементы повышения общей грамотности пользования Интернет и компьютера как таковых.
        Работа портала должна также сопровождаться постоянным анализом использования библиотечных ресурсов, корректировкой тематики комплектования фондов библиотеки,  изучением спроса на ресурсы подписных баз данных и периодических изданий.
        Организация образовательного портала требует значительных усилий всего преподавательского коллектива университета, библиотеки и издательства, решения многих организационно-технических вопросов, реорганизации инфраструктуры, однако итог этих усилий является основой для развития университета в новых рыночных и технологических условиях.
        Выполняя свои традиционные функции на иной информационной основе, библиотеки университетов вплотную подошли к ситуации интеграции в учебный процесс вуза, изменения своего статуса со вспомогательной структуры университета в  одну из системообразующих.

Полезная информация и структура портала

 

       При всей масштабности и кажущейся безграничности Всемирной паутины внутри нее существуют узлы, которые по количеству полезной информации соизмеримы со всем Web-пространством. Суть данного парадокса состоит в несовершенстве механизмов поиска во Всемирной паутине и желании людей черпать информацию из проверенного и надежного источника. Каждый, кто пытался искать конкретную информацию, знает ощущение бессилия перед лавиной обрушившегося информационного мусора. Но даже, если вы «выудили » нужную информацию, ее достоверность вызывает большое сомнение. Откуда она взята? Вводил ли ее специалист или увлеченный любитель, который мог отбросить несколько несущественных, с его точки зрения, кусков текста? А если информация требует точности? Если на нее нужно ссылаться в научной работе, административных органах? Тут и появляется необходимость в информационных порталах с именем, которые предоставят пользователю свои информационные ресурсы.
        Решение таких задач ведёт к улучшению качества образования и ориентации в своей области выпускаемых специалистов.
        В российской части Интернет можно заметить особенность – достаточно стабильное существование и постоянную поддержку и обновление сайтов, созданных студенческими группами, выпускниками, аспирантами. Посещаемость таких полуофициальных сайтов и их интерактивность обычно куда выше, чем популярность сайтов официальных. С другой стороны, преподаватели получают в качестве рефератов, докладов и курсовых кипы одинаковых работ, «скачанных» из сети Интернет. В качестве оправдания можно услышать, что найти информацию в бумажном виде очень сложно – то нужных книг в библиотеке нет, то есть только безнадежно устаревшие. Поиск хоть какой-нибудь информации по заданной теме может превратиться в неразрешимую задачу, особенно, когда речь идет о предметах, где информация очень быстро устаревает. Если сопоставить эти факты, то можно сделать следующий вывод: посещаемость университетского сайта определяется теми функциональными возможностями, которые он предоставляет, скоростью реагирования на запросы пользователей, адекватности представляемой информации, ее востребованностью, степенью интерактивности.
        При всей несомненной общественной значимости любительские проекты обладают рядом существенных недостатков по сравнению с профессиональными. Главные из них таковы:

       Все это приводит к тому, что любительские порталы выполняют общекультурную функцию, выступая как удобный источник текстов в электронной форме, однако использовать их в научных и образовательных целях полноценно, как правило, невозможно.
        Большая часть электронных библиотек в США и Западной Европе возникла и развивается в рамках академических и исследовательских организаций, к которым относятся прежде всего университеты. Именно в университетах и в университетских библиотеках и издательствах осуществляются передовые исследования в области ЭБ, разрабатываются стандарты и создаются разного рода цифровые коллекции.
        Ниже предложены конкретные организационные механизмы для развития университетской электронной библиотеки:
        1. Изменение образовательных программ и методических пособий в том  плане, что должны присутствовать более подробные и полные (возможно) специализированные ссылки как на основные учебники, так и на современную литературу, отражающую развитие научной отрасли.
        2. Создание единой информационной среды, включающей: 
        - информацию от кафедр по конкретным специальностям.    
        - непосредственную информацию от преподавателей о читаемых курсах  и/или областях их научных интересов. Здесь можно размещать информацию как о самом образовательном процессе (расписания, программы, новости о мероприятиях) так и информацию о выходе новых номеров изданий или о появлении интересных/полезных материалов, доступных РГГУ.
        - имеющуюся базу методических пособий - информацию о библиотечных ресурсах (каталоги самой библиотеки, ссылки на подписные ресурсы).     
        - информацию, относящуюся к поддержке пользователя библиотечными ресурсами (руководства, «к кому обратиться»). Например, следующий сценарий: студент заходит на страницу курса/специальности и видит там не только расписание, ссылки на информацию о преподавателе. Последняя содержит информацию о его научных интересах, список наиболее интересных с точки зрения конкретного преподавателя книг/статей, одновременно со ссылками на каталог библиотеки или на доступные внешние ресурсы.
        Создание такой системы требует, возможно, значительных материальных затрат, однако точечность агрегации ресурсов позволит сэкономить значительные средства.
        3. Организация обучения студентов и преподавателей пользованию различными информационными (сетевыми) ресурсами. По необходимости в эти курсы будут включаться элементы повышения общей грамотности пользования Интернет и компьютера как таковых.
        4. Вовлечение кафедр и преподавательского состава в выбор агрегируемых  информационных ресурсов и ответственность за их использование. Активный анализ кафедрами имеющихся ресурсов.
        Сайты кафедр должны содержать форумы о курсах, преподавателях. Ленты новостей - о мероприятиях и обучении - обзоры новой литературы, поступившей в библиотеку по заказу кафедр (хороший механизм косвенного контроля и распространения) - обзоры новых публикаций, статей и т.д. ссылки на ресурсы, доступные посредством библиотеки
        При наличии потребности/желания в организации интенсивного информирования студентов можно технологически избавить кафедры/преподавателей от необходимости непосредственного создания конечных материалов информационных ресурсов, организовав максимально удобные системы наполнения контента (содержимого).
        Следующий вопрос, который необходимо учесть при решении проблемы создания электронной библиотеки и ее использования – это разный уровень компьютерной грамотности среди студентов и преподавателей, к тому же, при наличии разных мотиваций для использования компьютеров. Как показывает практика, у студентов наблюдается более свободное умение пользоваться компьютером, но при этом его использование сводится к «обязательному минимуму», когда речь заходит о процессе обучения. С другой стороны, у части преподавателей наблюдается большая мотивация, но менее свободное владение компьютером и Интернетом, и здесь возникает психологический барьер «неумения».
        На самом деле, самым большим препятствием является
        взаимная инертность участников образовательного процесса. И самым большим подспорьем - воля к модернизации образовательного процесса (в смысле увеличения полноты охвата без ущерба фундаментальной глубине).
        Наиболее перспективным направлением является не создание ещё одного информационного ресурса, а разработка портала - объединяющего, структурирующего и описывающего существующие ресурсы. Этот подход позволяет минимизировать расходы на создание и поддержку портала за счёт использования внешних, уже существующих ресурсов, при этом, не теряя самостоятельной ценности. При этом разработка портала предполагает не только структурирование и интеграцию в единую информационную среду разрозненных информационных ресурсов, но и создание новых систем и сервисов.
        Таким образом, на сегодняшний день ситуация с образовательными библиотеками складывается следующим образом: с одной стороны, уже выявляются достаточно четкие характеристики познавательных библиотечных порталов, а с другой стороны, все более актуальной становится задача развития познавательно активной составляющей библиотек. Необходимо проводить разработку познавательных задач иного уровня, для решения которых будет важно иметь функциональный инструментарий библиотек, описанный в данной статье.

        *«Комиссия по организации домашнего чтения, состоящая при Учебном Отделе О.Р.Т.З. удостоена серебряной медали на всемирной выставке в Париже 1900 г. Москва, Б. Кисловский пер., д. Азанчевского. Телеф. № 136-27». Это сообщение, начиная с некоторого времени, печаталось во всех книгах, выпускавшихся Комиссией. Так просветительская деятельность Комиссии была отмечена, как сказали бы сегодня, международной общественностью. Чтобы дать некоторое представление о характере и размахе этой деятельности, приведём два обстоятельства. Первым в «Библиотеке для самообразования» был выпущен перевод книги В. Минто «Дедуктивная и индуктивная логика». В 1910 г. продавалось её 6-е издание. О его тираже говорит то, что первые пять были проданы в количествах 16, 17, 18, 19 и 20 тыс. соответственно по стабильной и немалой цене 1 р. 75 к. Причём это издание было дополнено «более обширным и разнообразным сборником упражнений». Усиление издания-источника с учётом задач, на которые ориентировалась Комиссия, было характерно для её издательской политики. Так, книга Г. Лоренца «Элементы высшей математики» была дополнена очень обстоятельным (примерно 40% всего объёма)  очерком развития математики и генезиса её понятий В.П. Шереметевского. Это сильно облагородило прагматичную и суховатую книгу Г. Лоренца. Книги, задуманные к изданию Комиссией, должны были содержать информацию для многократного, постоянного обращения и обдумывания. По другому и быть не может, когда речь идёт о самообразовании. Чтобы наиболее ценная в познавательном смысле информация становилась оперативно доступной, Комиссия разрабатывала программы чтения и работы с прочитанным в рассчёте на различные уровни развития читателя. Всё это – и книги, и программы, а также лекторов – можно было получить в самых разных местах обширной Российской Империи. Возникнув в 1893 г. Комиссия по организации домашнего чтения проработала всего 24 года, однако значительная часть выпущенных ею книг сохранила научную и познавательную ценность по сей день.